Страница читателя
Контакты
Мероприятия
Архив
О журнале  


REM 03-04/2018

Информационные системы

TWI: секретные материалы индустриальных революций

как получить максимальную отдачу и эффективность от новых станков и применения информационных техно- логий в промышленности? Почему инвестиции в модернизацию оборудования и автоматизацию процессов зачастую не дают желаемого эффекта и не ведут к получению дополнительной прибыли? Как создать поток квалифицированных кадров для Индустрии 4.0? Как перестать зависеть от рынка труда в условиях тотального дефицита персонала рабочих профессий? Ответ очевиден – главным звеном производственной системы любого уровня технологического и цифрового развития является человек труда. От его квалификации зависит и качество конечного продукта, и удовлетворенность клиента, и производительность труда, и в конечном счете объемы продаж. Данная статья посвящена эффективным практикам производственного обучения на основе методики TWI (обучение на производстве).

Региональный Фонд пространственных данных – быть или не быть? 

Федеральным законом от 30.12.15 No431-ФЗ “О геодезии и картографии и пространственных данных” (статья 10, часть 5) закрепляется возможность создания в субъекте РФ регионального фонда пространственных данных (ФПД), а в случае его отсутствия данные требуется передавать в федеральный фонд пространственных данных. Создаются ли в регионах по факту такие фонды и как они работают, рассказывают эксперты ГК “НЕОЛАНТ”, практики в области создания и внедрения региональных систем пространственного развития и соисполнители по проекту модернизации и переводу на отечественное ПО ФПД Ленинградской области.

“Smart эксплуатация” – эффективная интеграция BIM-модели и системы управления зданием 

Информационные технологии продолжают трансформировать отрасль строительства. В данную сферу приходит понимание того, что применяемые на этапе эксплуатации объекта строительства инструменты управления не менее важны, чем при его проектировании и возведении. Неграмотное управление недвижимостью значительно снижает эффективность решений, принятых на предшествующих этапах. Системы управления зданием (Building Management System, BMS) уже получили широкое распространение среди владельцев недвижимости. Набирает обороты и применение систем управления эксплуатацией здания (Facility management, FM). Однако их интеграция с BIM-моделью – еще новое решение для рынка. Компания КРОК представила решение, которое позволит объединить главные инструменты эксплуатации и тем самым повысить ее эффективность. Приложение “Smart эксплуатация” создает интерактивный цифровой двойник объекта, отражающий выбранные параметры инженерных систем и оборудования в режиме реального времени.

Партнерство Autodesk и Esri: полноценное проектирование городских ландшафтов 

Компании Autodesk и Esri объявили о совместных усилиях в сфере инфраструктурного планирования и дизайна городских и промышленных ландшафтов, тесной интеграции соответствующих программных инструментов и рабочих процессов. Основная идея состоит в консолидации разработок с целью поддержки удобного двустороннего обмена информацией, необходимой для реализации проектов планирования и проектирования, минимизации потерь данных, более эффективного управления объектами инфраструктуры и их эксплуатации, представления и анализа этих объектов в их реальном окружении.

Автоматизация проектирования

CADMATIC eShare – от электронного паспорта к цифровому двойнику промышленного предприятия 

Переживаемый в настоящее время исторический период характеризуется стремительным технологическим развитием. Технологии, которые несколько лет назад были доступны лишь единицам, сегодня используются повсеместно. Четвертая цифровая революция активно проникает в повседневную жизнь каждого человека и во все отрасли экономики. Одним из наиболее перспективных направлений с точки зрения повышения эффективности бизнеса в промышленных отраслях является создание и использование электронных паспортов и цифровых двойников (Digital Twin) предприятий. Причем, чем более сложным и технологичным является производство, тем более востребованными являются данные технологии.

Инновации и тренды в развитии BIM

Сегодня все больше владельцев и операторов сложных производств видят эффективность внедрения информационного моделирования зданий и сооружений (BIM) на всем жизненном цикле объекта – от этапа проектировки до использования данных при эксплуатации предприятия. Несмотря на свою относительную новизну BIM уже имеет тренды, задающие тенденции развития всему направлению. В этой статье мы рассмотрим самые актуальные из них.

HxGN Local Россия и СНГ. Вовлечение в мейнстрим: совмещение реального и цифрового миров 

Ежегодная конференция российских пользователей программных решений Hexagon PPM прошла в этом году в Сочи в бархатном октябре.

Данный форум профессионалов, который в последние годы неизменно проходит на высоком градусе информационной насыщенности, в этот раз отличала особая интенсивность ментального и информационного посыла аудитории. Его суть в том, что мир стремительно меняется в результате взрывного развития информационных и коммуникационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности и приводят глубоким изменениям структуры и характера современного промышленного производства, экономики и социальной сферы.

Эти глобальные процессы, как известно, получили название новой технологической революции, или Индустрия 4.0.

Система FORAN: курсом концепции Верфь 4.0 

Инжиниринговая и технологическая группа SENER провела в октябре в Испании свой десятый международный Форум пользователей Системы FORAN, на котором заказчики со всего мира имели возможность поделиться опытом применения Системы и высказать свои пожелания относительно дальнейшего развития ее функционала. Мероприятие, которое каждый раз проводится в исторически значимых местах Испании, на этот раз было организовано на родине Сервантеса – в городе Алькала-де-Энарес, в отеле Parador, расположенном на месте монастырской школы и студенческого общежития XVII века, в здании бывшего Колехио-Майор Святого Иеронима.

Использование Интернета вещей и дополненной реальности в аэрокосмической отрасли 

В аэрокосмической индустрии тематику Интернета вещей сложно назвать новой. Исторически для создания высококачественных изделий в отрасли решалась задача моделирования поведения изделия в условиях эксплуатации, в связи с чем все изделия оснащались колоссальным количеством датчиков, контроллеров и систем автоматизированного управления, включающих в том числе средства удаленного до- ступа. Тем не менее вопрос анализа полученных данных, оперативной обработки и использования результатов анализа на всех этапах жизненного цикла изделия для принятия эффективных и оптимальных решений остается актуальным.

SSJ100 – первый российский “цифровой” гражданский самолет 

Целями перехода на полностью цифровое проектирование в компании “Гражданские самолеты Сухого” (ГСС) в связи с реализацией проекта создания самолета SSJ100 было снижение рисков разработки и повышение качества работы проектировщиков. Для этого в молодой на тот момент компании с самого начала проекта были заложены основы системы управления жизненным циклом изделия на базе PLM-решения TeamCenter, а непосредственно для разработки самолета использовалась CAD-среда CATIA v5 – наиболее продвинутая в то время 3D CAD-система в авиа- строении. Для отработки аэродинамической компоновки самолета с самых ранних этапов (КР2 и КР3 (конструктивные решения) в действующей сейчас терминологии стандартов управления проектами ОАК) широко использовались CFD-пакеты как зарубежной (FLUENT), так и отечественной (EWT, BLFR56) разработки. Детальная разработка алгоритмов системы управления без использования цифрового моделирования была бы просто невозможна, и в ГСС первая математическая модель, реализованная еще в С++, “полетела” задолго до первого по- лета “суперджета” в Комсомольске- на-Амуре.

T-FLEX VR – возможности, применение и перспективы 

Компания “Топ Системы”, один из ведущих российских разработчиков САПР, впервые продемонстрировала свои разработки в области виртуальной реальности (ВР) в мае 2017 года в рамках своего ежегодного IT-форума “T-FLEX PLM – комплексная автоматизация предприятий”. Именно тогда широкой общественности был показан T-FLEX VR – модуль, добавляющий поддержку ВР в один из флагманских продуктов компании “Топ Системы” – САПР T-FLEX CAD. В мае 2017 года технология ВР еще была достаточно нова, и для многих участников Форума знакомство с модулем T-FLEX VR стало первым знакомством с технологией ВР вообще. Вполне естественно, что данная технология была воспринята некоторыми людьми как некий проходной тренд или “игрушка”, мало применимая в реальной работе.

Цифровая трансформация авиационного двигателестроения 

Рынок авиационной техники, включая сегмент авиа-двигателей, вступил в период существенных преобразований. Его движение определяют такие факторы, как восстановившаяся до рекордных уровней в середине 2010-х доходность авиаперевозок, а также ожидания основных игроков, что пассажирские авиаперевозки будут расти совокупными среднегодовыми темпами (CAGR) свыше 4% вплоть до середины 2020-х. Значительная часть рынка должна прийтись на двигатели и их комплектующие, топливные системы. Это – примерно треть стоимости нового реактивного авиалайнера. По оценке маркетингового агентства Oliver Wyman и портала AirInsight, если в период с 2000 по 2015 год число новых двигателей для коммерческой авиации, поставленных на рынок, выросло примерно на 15 тыс., то с 2015 по 2025 год поставка должна вырасти примерно на такое же количество изделий (ожидается выход на рынок более 20 тыс. новых лайнеров). Однако рынок авиатехники не будет развиваться так же, как в предыдущий период. Несколько новых ключевых трендов приведут его к радикальной перестройке.

Современные тренды в проектировании высокотехнологичных изделий 

Полная проработка и формирование изделия в трехмерной среде является уже нормой для большинства российских производственных предприятий. Но перехода от двумерных чертежей к 3D-моделям не всегда достаточно для обеспечения конкурентоспособности продукции и оптимизации затрат на этапах разработки. На сегодняшний день процесс конфигурирования изделий является самым быстрым способом внесения изменений в проект изделия, однако в данной статье речь пойдет о других технологиях.

Моделирование аддитивного производства с помощью инструментов ANSYS 

Изначально аддитивные технологии развивались как способ быстрого прототипирования, но в настоящее время они все шире применяются в качестве метода производства конечного продукта за счет целого ряда преимуществ перед традиционными технологиями, к которым относятся возможность моментального перехода от цифровой модели к производству, отсутствие ограничений для формы изделий, минимальное количество отходов и т.д.

Автоматизация производства

Аддитивные технологии на предприятиях ОАК 

В мировой авиации пока по пальцам можно пересчитать успешные примеры, когда созданные по новым технологиям и напечатанные на 3D-принтере детали начинают внедряться в авиационное производство. Предприятия ОАК идут в ногу со временем и начинают выпускать детали с бионическим дизайном. Чисто внешне напечатанные на 3D-принтере детали выглядят непохожими на большинство элементов конструкций, спроектированных за последние десятилетия. Со временем благодаря меньшей массе и удобству производства они могут заметно потеснить детали, созданные по традиционным технологиям.

Опыт цифровизации производственной системы предприятия 

Одной из отличительных особенностей авиакосмической отрасли является сложность изделий и их длительный жизненный цикл. Это также относится и к газотурбинному двигателестроению. Газотурбинный двигатель (ГТД) состоит из 3500-5000 номенклатурных позиций, количество которых на двигатель измеряется от 1 до 100 штук. С учетом существующего положения российских авиапроизводителей на мировом рынке тираж российских ГТД составляет не более нескольких сотен штук в год. В связи с этим производство строится по принципам технологической специализации. Западная практика опирается на обширную кооперацию небольших специализированных производств с финишером. Такой подход предъявляет высокие требования к методам управления цепочкой поставок, как внутренней, так и внешней. Цифровизация обеспечивает сквозной и непрерывный поток информации между всеми участниками цепочки – от разработки до производства и в дальнейшем до взаимодействия эксплуатанта и поставщика. Однако только этот блок цифровизации авиапрома не дает должного эффекта при достаточно высоких затратах на внедрение ИТ-систем класса ERP. Конкурентная борьба ставит новые вызовы.

3D-печать для Airbus: бионический дизайн, снижение массы, экономичность

В процессе переоборудования воздушных судов одним из наиболее существенных факторов является время. Для интеграции вновь разработанных элементов при усовершенствовании салона авиалайнеров часто возникает необходимость в адаптации или перепроектировании некоторых панелей или разделительных секций, которые обычно требуются в небольших объемах и в сжатые сроки. Ввиду жестких временных ограничений компания Airbus искала быстрый и “умный” способ изготовления разделительных панелей. Таким решением стало сертифицированное аддитивное производство в компании Materialise.

Истории успеха

Инженерная инфраструктура ЦОД: без чего ее не может быть 

Центры обработки данных давно и плотно вошли в нашу жизнь, хотя большая часть пользователей, возможно, и не представляет, что их любимые сервисы и сайты не смогли бы существовать без этих комплексных систем. ЦОД занимаются хранением, обработкой и распространением информации и включают в себя три основных инфраструктуры: информационную, которая отвечает за хранение и обработку данных, телекоммуникационную, которая связывает разные элементы ЦОД и отвечает за передачу данных пользователям, и инженерную, без которой ЦОД просто не сможет нормально работать.

Новости от HPE 

Компания Hewlett Packard Enterprise (HPE) анонсировала новые решения в области интеллектуального хранения, призванные помочь заказчикам раскрыть потенциал своих данных, получить действенные рекомендации о новых источниках дохода и оказать влияние на их бизнес.