Страница читателя
Контакты
Мероприятия
Архив
О журнале  


Создание единого информационного пространства и методы управления проектами в судостроении

Создание единого информационного пространства и методы управления проектами в судостроении [скачать в pdf]

 

Судостроение является отраслью, которой в России традиционно уделяется повышенное внимание. Во всем мире на судостроительном рынке в последние десятилетия развернулась серьезная конкурентная борьба, в которую с каждым годом включаются все новые игроки. Эффективное управление жизненным циклом судна с помощью формирования единого информационного пространства и применения методов и инструментов управления проектами позволит повысить конкурентоспособность российских судостроительных и судоремонтных предприятий как на мировом, так и на внутреннем рынке.

 

Особенности жизненного цикла изделия в судостроении

В соответствии с современными представлениями структура жизненного цикла (ЖЦ) судна имеет достаточно сложный характер и включает ряд характерных вех.

Каждый из определенных этими вехами последовательных этапов в общем случае может быть связан со своеобразным информационным переделом (системно организованным преобразованием информации). В каждом из этапов ЖЦ изделия применяются специфические методы и средства, сильно зависящие от применяемых технологий и процессов проектирования, подготовки производства, а также собственно производства.

Общие принципы многих из этих процессов и даже детальные требования к ним определены системой государственных и отраслевых стандартов. Например, требования к конструкторской документации определяются системой стандартов ЕСКД, порядок технологической подготовки производства также определен своей системой стандартов. В промышленности действует единая система технологической документации.

К сожалению, многие стандарты, формирующие упомянутые системы, выпущены более 30 лет назад и совершенно не учитывают возможности современных технологий проектирования и подготовки производства. Введение в действие федерального закона 184-ФЗ от 27.12.2002 “О техническом регулировании” в значительной мере изменило подход к проектированию и подготовке производства и обеспечивает возможность учета в практической работе современных методов и технологий.

Одним из важных направлений совершенствования процессов подготовки и обеспечения производства считаются ИПИ-технологии (от термина “информационная поддержка ЖЦ изделий”). Эти технологии базируются на использовании интегрированной информационной среды (единого информационного пространства), в которой посредством электронного обмена данными реализуется взаимодействие всех участников ЖЦ, включая заказчиков, проектантов, судостроительные верфи, поставщиков и контрагентов, а также наблюдающие и эксплуатирующие организации.

Основные положения взаимодействия участников ЖЦ поддерживаются международными стандартами. Однако в российской практике формирование современных стандартов пока проходит достаточно медленно. Отечественным предприятиям уже давно приходится иметь дело с требованиями иностранных заказчиков о предоставлении им проектной и производственной информации об изделиях в виде электронных моделей, электронных каталогов и электронных технических руководств. В отсутствие отечественных стандартов предприятия вынуждены решать подобные вопросы на свой страх и риск, тратя основные усилия не на решение технических проблем, а на согласование порядка решения этих проблем с применением современных технологий. Промышленность не может работать без стандартов. Но так как отсталость системы стандартизации в современных условиях сильно ограничивает конкурентоспособность каждого из судостроительных предприятий, они могут выжить, только прилагая для развития своих систем подготовки производства и проектирования значительные усилия и принимая на себя определенные риски для решения ряда сложных технических и организационных проблем.

 

Особенности управленческой поддержки ЖЦ судна

Поддержка ЖЦ судна требует решения сложных управленческих задач. Характер этих задач в каждом из этапов ЖЦ судна имеет свою специфику, но несмотря на это большая часть таких задач относится к области управления проектами. Под проектом в данном контексте понимается форма деятельности, которая определяется наличием конкретных целей, срока их достижения и определенного уровня уникальности как самих целей, так и способов их достижения. Это особенно характерно для стадий ЖЦ изделия, условные наименования которых приведены ниже:

  1. Разработка технического задания.
  2. Разработка технического проекта.
  3. Разработка РКД и подготовка производства.
  4. Собственно производство.

На основании изучения характерных особенностей перечисленных выше стадий ЖЦ изделия можно сделать вывод о том, какие области знаний по управлению проектами наиболее важны для каждой из них (табл. 1).

Таблица 1. Характерные для фаз ЖЦ изделий области знаний

Фаза жизненного цикла изделия Основные проблемы управления Характерные области знаний управления проектами

Разработка технического задания

Взаимодействие с участниками
Документирование и согласование требований
Управление интеграцией
Управление содержанием
Управление коммуникациями
Управление рисками

Разработка технического проекта

Координация функционально организованного проектирования
Управление требованиями
Управление интеграцией
Управление содержанием
Управление сроками
Управление качеством
Управление рисками
Управление коммуникациями
Управление контрактами

Разработка РКД и подготовка производства

Обеспечение ориентации проектирования и подготовки производства на интересы производства
Координация большого количества участников и поддержка их взаимодействия
Управление изменениями
Управление рисками
Управление интеграцией
Управление содержанием
Управление сроками
Управление затратами
Управление качеством
Управление ресурсами
Управление коммуникациями
Управление рисками
Управление контрактами

Собственно производство

Взаимодействие с системой управления текущей деятельностью производства и учетными системами
Управление изменениями
Управление рисками
Управление интеграцией
Управление содержанием
Управление сроками
Управление затратами
Управление качеством
Управление ресурсами
Управление коммуникациями
Управление рисками
Управление контрактами

Эффективное управление 1-й и 2-й фазами ЖЦ изделия очень важно для будущего успеха производства. При относительно небольшой стоимости работ на этих стадиях (порядка 10 % от стоимости всей программы) именно здесь закладывается более 70 % ее успеха. Решающими факторами на этих стадиях становятся выявление, документирование и учет всех требований заказчиков, качество принимаемых решений и научно-технический уровень разработки. При этом характер работ во многом ориентирован на технологию проектирования, построенную на последовательном уточнении требований и решений по основным системам будущего судна. Количество участников процессов относительно невелико, хотя для очень сложных заказов требуется выполнение отдельных научно-исследовательских работ.

В целом на 1-й и 2-й фазах ЖЦ изделий основные проблемы управления связаны с необходимостью обеспечить высокую эффективность обмена информацией, управления изменениями согласованных документов, управления рисками. Опыт передовых компаний показывает, что на этой стадии большое значение имеет создание и регулярное привлечение к работе над оценкой и согласованием основных документов и принципиальных решений многофункциональных команд, включающих представителей проектировщиков, производственников, специалистов по логистике, ремонту и эксплуатации, которые могут обеспечить всестороннюю проработку основных требований и решений.

Проблемы управления, характерные для 1-й и 2-й фаз ЖЦ изделия, сами по себе сложны, и их решение требует значительных усилий. Но это прежде всего технические проблемы. Для их поддержки достаточно офисных средств, современных технологий коммуникаций и простейших средств работы с графиками. Сегодня принципиально важно использование в процессе технического проектирования современных “тяжелых” САПР, позволяющих на ранних стадиях проектирования создавать трехмерные модели изделий и эффективно управлять их структурой. Из специальных средств для решения сложных проблем управления может потребоваться только моделирование рисков.

На данных фазах ЖЦ очень важна также квалификация персонала и наличие оригинальных know-how участников работ. Одновременно с этим важно использование методологии управления проектами и особенно теми процессами, с помощью которых можно обеспечить эффективное управление взаимодействием, содержанием и его изменениями, а также рисками.

При переходе от разработки технического задания к техническому проектированию существенно повышается значимость управления сроками, контрактами и качеством, а также затратами. Особую сложность здесь представляет управление рисками, поскольку у большей части отечественных компаний отсутствует опыт в данной области.

Поддержка управления на 3-й и 4-й фазах ЖЦ изделия сопряжена с существенными трудностями, что связано с наличием ряда факторов:

  • резким увеличением количества участников при усложнении их взаимодействия;
  • возрастанием объема обрабатываемой информации;
  • ростом объема и стоимости работ;
  • необходимостью формирования в фазе 3 общего информационного пространства, требующего разработки и координации многих технических регламентов всех участников работ. Специфика создания общего информационного пространства в современных условиях России заключается в том, что:
    • общее информационное пространство может формироваться с помощью современных ИТ-решений, но часто реализуется в форме согласованных бумажных документов;
    • многие предприятия, пытаясь в сжатые сроки вывести на рынок конкурентоспособную продукцию, вынуждены разрабатывать и осваивать не только новые технологии работ, но и новый порядок их организации.

В отечественной практике распространенной является ситуация, когда ответственность за результаты работ 3-й фазы децентрализована. За результаты отвечают: главный конструктор проекта, главный конструктор завода-строителя, главный технолог завода, главный сварщик, руководитель службы МТО, руководитель производства (если требуется изготавливать специальную оснастку) и руководитель кадровой службы предприятия (если необходимо обеспечивать переобучение персонала). Неудивительно, что организация работ на этой стадии оказывается крайне сложной и негибкой, особенно если основным инструментом управления остаются только методы управления на основе краткосрочных планов и перечней мероприятий, которые технически крайне сложно согласовать. Это не дает возможности количественной оценки влияния любых изменений на конечный срок и бюджет проекта. Контроль подготовки производства может очень осложняться разнородностью критериев, на основании которых оценивается выполнение планов различными подразделениями разных организаций. Конечно, на предприятии-строителе главный конструктор, главный технолог и главный сварщик подчиняются главному инженеру (формально он отвечает за подготовку производства по всем заказам). Но это только один из очень многих видов ответственности главного инженера, причем ряд ответственных за подготовку производства лиц не подчиняются ему (например, главный конструктор проекта от проектанта).

При этом вся деятельность по подготовке и обеспечению производства новых изделий (или их модернизации) полностью соответствует понятию проекта, так как имеет четко сформулированную цель, плановый срок и определенный уровень уникальности. Именно для повышения эффективности управления такими мероприятиями была разработана методология управления проектами, работоспособность которой была многократно доказана на практике.

 

Информационная поддержка проектной деятельности в судостроении

Многие разработчики систем класса PDM анонсировали и разработали в структуре своих систем модули управления проектами. Такие модули обычно обеспечивают элементарный набор функций по разработке сетевых графиков и взаимодействию участников проекта. Но методы управления проектами существенно шире этих элементарных функций. Например, один из первых выводов, который можно сделать после знакомства с методами управления проектами – необходимость создания многофункциональной команды проекта выпуска РКД и подготовки производства во главе с руководителем соответствующего проекта.

В дополнение к этому внимательный анализ содержания табл. 1 может объяснить, почему в отличие от 1-й и 2-й фаз эффективное управление выполнением работ на стадиях 3 и 4 уже не укладывается в “бумажную” технологию работы и не может полноценно поддерживаться офисными программными средствами, а также упрощенными ИТ-решениями.

Необходимо учитывать важность работы над графиком подготовки производства одновременно большого количества участников, сохранения целевых планов, представляющих собой электронные копии утвержденных планов. Сопоставление текущих графиков с целевыми дает важную информацию для управления оставшимися работами. Одновременно необходимо обеспечить поддержку анализа графиков проектов с учетом разных форм ресурсного обеспечения и рисков. Контроль деятельности участников работ очень осложняется тем, что каждый из них часто применяет собственные показатели продвижения работ. Эффективный контроль продвижения работ и их координация требуют активного управления содержанием работ по проектированию и подготовке производства. Для этого важна разработка единой структуры работ проекта, принимаемой всеми его участниками. Для мониторинга и регулирования работ очень важно использование методики освоенного объема, позволяющего интегрировать содержание проекта с планами и фактическими затратами.

Управление комплексными графиками создания заказов требует разработки детальных графиков, включающих тысячи работ. Эффективное отслеживание таких графиков и особенно отклонений текущего состояния от утвержденных планов возможно только с помощью специализированных программных средств.

Перечисленным требованиям к функциональности удовлетворяют только корпоративные системы управления проектами. Одним из признанных в мировой практике стандартов для этого является решение Oracle Primavera, формирующее единое информационное пространство управления проектами компании. Это решение имеет ролевую структуру и может гибко настраиваться на потребности конкретных участников работ. Оно обеспечивает гибкую интеграцию с разнообразными автоматизированными системами (САПР, PDM, ERP, системами корпоративного документооборота, логистики и т.д.).

Поставку данного программного обеспечения в Россию и внедрение систем управления проектами в промышленности обеспечивает Группа компаний ПМСОФТ. Для сферы судостроения и судоремонта экспертами компании разработано типовое отраслевое решение, которое учитывает все особенности длительного ЖЦ судна и позволяет управлять проектами на всех его стадиях.

Дополнительным преимуществом решения является возможность интеграции с другими информационными системами, функционирующими на предприятиях-участниках производственного процесса: CAD/CAM-системами, системами документооборота и электронными архивами, PDM/PLM-системами и т.д.

Для более эффективного использования возможностей Oracle Primavera Группа компаний ПМСОФТ предлагает специальное решение, позволяющее обеспечить потребности каждого участника ЖЦ в информации, предоставляя ему специализированный инструментарий для решения задач контроля и планирования работ в рамках проекта, оценки рисков и достижения результата.

 

В. И. Куперштейн, к.т.н, ведущий консультант, специалист по внедрению систем управления проектами, Группа компаний ПМСОФТ